AMKbook.Net Задачи должны иметь решение

Онлайн-занятия по математике: заметки репетитора

Я совершенно искренне полагаю дистанционное обучение великолепной возможностью, которую подарил прогресс. Однако репетиторство по математике в онлайн-режиме – тенденция отностительно новая, поэтому немудрено, что она вызывает немало вопросов и сомнений.

Так как онлайн-занятиями по математике я занимаюсь достаточно долго (более пяти лет), а до этого более семи лет проработал преподавателем высшей математики, то попробую разобрать некоторые из упомянутых вопросов с позиций накопившегося опыта.

Подчеркну, что речь будет идти именно о преподавании математики. Специфика онлайн-обучения остальным предметам мне незнакома. И начну именно с технической стороны вопроса, ибо она зачастую хромает на обе ноги.

Техническая сторона вопроса или формулы в рисовалке

Презентация в PowerPaint с зачитыванием слайдов – самое худшее онлайн-занятие, которое в принципе можно представить. Впрочем, я не совсем прав – хуже, когда в этой презентации просто вставлены скриншоты из книг, из которых преподаватель цитирует вслух отрывки. Моё мнение – это нельзя назвать занятием; это халтура, как она есть. К сожалению, достаточно распространённая.

Второй тип технической стороны медали – это видеосъёмка доски, на которой пишет преподаватель. В целом, я не могу назвать это именно полноценным дистанционным занятием, ибо из дистанционности тут разве что форма присутствия студентов. По сути, это обычная пара, – разве что задавать вопросы для студентов несколько затруднительно. Никаких преимуществ перед классическими "очными" занятиями такое преподавание не имеет.

К подвиду предыдущего типа работы я могу отнести занятие, в ходе которого преподаватель старательно и неторопливо рисует формулы на так называемых "онлайн-досках", представляющих собой, по сути, аналог обычной рисовалки типа Paint. На такую доску можно вставить ранее сделанные заготовки формул, разбавляя тем самым живопись от руки, но, в целом, особой технологичностью данный тип работы не обладает.

В принципе, описанные выше типы и составляют бо́льшую часть того, что принято именовать онлайн-занятиями. Пожалуй, отчасти именно отсюда следует скепсис относительно дистанционного обучения.

Когда я начинал свою преподавательскую деятельность в онлайне, то очутился перед выбором: что предпочесть? Онлайн-доски и рисование формул от руки, или же веб-камера, направленная на доску? Но по зрелому размышлению отверг и то, и иное: рисовать формулы – прошлый век.

Формулы гораздо проще напечатать. Это быстрее и гораздо аккуратнее, чем рисовать или писать их от руки, а итоговый результат смотрится куда приятнее. Более того, по сути, в ходе занятия формируется документ с решёнными задачами. При этом задачи решаются интерактивно, т.е. реншение формируется совместно с студентом.

Такой способ оказался вполне удачным. В ходе рабочего процесса легко обращаться к вспомогательным ресурсам: построить график для нагладности, скопировать из книги некие свойства, провести расчёт в системе компьютерной математики. Конечно, такой способ требует начальных трудозатрат на обучение быстрому набору формул, но этот навык, полученный единожды, лишь оттачивается с дальнейшей практикой. Разумеется, если нужно быстро набросать некую схему, то для этого сойдёт и Paint, но основная работа ведётся именно внутри документа.

В целом, я полагаю этот вариант гораздо более удачным, нежели предыдущие. Сверх того: я считаю, что он более удобен, чем классические "оффлайн"-занятия. Удобен именно с технической стороны, хотя сам формат удалённой работы, с моей точки зрения, гораздо комфортнее классического обучения. Учебный процесс есть всего лишь передача информации, упакованной понятным студенту способом. И дистанционный формат делает такой процесс вполне удобным.

Организационная сторона вопроса: кто же учит?

В последние 2-3 года дистанционное обучение прочно вошло в учебный процесс, а онлайн-занятия стали приятной альтернативой классическим парам.

Однако сам образ интернет-репетитора кажется сомнительным, и, нужно сказать, что опасения небезосновательны. Зачастую люди, которые берутся обучать других, не имеют для этого достаточной квалификации: как в педагогическом, так и в профессиональном планах. Кажущаяся лёгкость организации и проведения занятий по skype или zoom привлекла в сферу дистанционного репетиторства немало случайного народу. Проверить знания такого "преподавателя" ученику или его родителям не представляется возможным, так как для данной проверки нужно обладать достаточным уровнем математического образования. Как же не ошибиться с выбором?

Я полагаю, что квалификационный уровень, в первую очередь, подтверждается дипломом. Не стоит стесняться попросить у преподавателя фотографию его диплома, в этом нет ничего крамольного. Если же у специалиста есть свои книги или курсы, не лишним будет ознакомиться с ними. Разумеется, тематика данных работ должна совпадать с направлением занятий, т.е. если мы говорим о сайте онлайн-репетитора по математике, то труды по орнитологии вряд ли помогут в определении его компетентности. Отмечу, что проверка квалификации, с моей точки зрения, должна осуществляться не только для интернет-репетитора, но и для специалиста по проведению классических надомных занятий.

Дистанционные занятия – серебряная пуля или бесполезно потраченное время?

Я периодически сталкиваюсь в восприятии удалённого формата работы с двумя крайностями. С одной стороны скептики, которые заявляют о том, что онлайн-занятия – это шарлатанство и зряшная трата денег. С другой стороны – люди, которые свято уверены, что стоит лишь включить компьютер, и знания в мгновение ока перетекут в разум ученика. Так что же есть онлайн-занятия: профанация или панацея?

Вкратце: ни то, ни другое. Это лишь инструмент. Он очень удобен, но он не может сам по себе заменить самостоятельную работу студента.

Проблема самоконтроля особенно остра как для дистанционного, так и обычного обучения. В частности, если речь идёт о подготовке к экзамену или зачёту, то для данной подготовки, как правило, остаётся не так уж много времени, и занятия расписаны по сторогому графику. Отклонение от этого графика, лень или нежелание обучаться, приводят к срыву учебного процесса. Дать знания можно лишь тому, кто хочет их взять. Я не сторонник занятий из-под палки.

Пожалуй, что со времён выхода в свет "Великой дидактики" Яна Амоса Коменского (около четырёхсот лет назад), в принципах обучения мало что изменилось. Наглядность, последовательность, постепенность и так далее – все эти принципы остаются в силе вне зависимости от выбранного формата работы.

Дата публикации: 2023-09-12